Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Проект № 24-28-20385

Проект № 24-28-20385

Проект № 24-28-20385 «Этнопедагогические условия использования методов цифровой геймификации в социально-экологическом воспитании обучающихся в рамках дополнительного образования»,
 выполняемый при поддержке Российского научного фонда и Министерства образования и науки Алтайского края (https://rscf.ru/project/24-28-20385/)

Аннотация

Социально-экологическое воспитание молодежи связано с формированием взвешенного отношения к окружающей природной и социальной среде, и оно не может быть ограничено только рамками формального образования - приоритетная задача всего регионального образовательного пространства, включая дополнительное образование. Поэтому задачи педагогических исследований социально-экологического воспитания по формированию гражданско-этнической идентичности и экологического поведения молодежи с помощью образовательных практик, соответствующих тенденциям развития современного общества в условиях продолжающихся миграционных процессов и цифровой трансформации, являются актуальными для российских регионов. Цель: разработка педагогического инструментария социально-экологического воспитания молодежи посредством методов этнопедагогики с использованием методов цифровой геймификации. Научная значимость проекта состоит в адаптации методов этнопедагогики для задач социально-экологического воспитания молодежи на материале регионального социокультурного и природно-экономического разнообразия Алтайского края, с возможностью представления результатов на федеральном уровне.

 

Период выполнения

2024-2025 гг.

 

Научный коллектив 2025 г.

Руководитель - Дудышева Е.В. Исполнители: Кобызев Н.С., Чередниченко А.И.

 

Основные результаты годового этапа 2025 г.

  1. Обосновано, что методология моделирования и проектирования образовательной среды для организации региональных программ дополнительного образования с достижением задач социально-экологического воспитания – в условиях дистанционных и смешанных коммуникаций – может быть продуктивна при использовании образовательных политехнологий распределенной проектной подготовки с опорой на социокультурный, экосистемный и субъектно-сетевой подходы, где одним из ведущих принципов является междисциплинарность. Социокультурные основания проявляются в интеграции экологии обучения (включая здоровье- и природосбережение) с этнопедагогическими условиями (языком, традициями, культурным наследием) региональных сообществ. Субъектно-сетевые методологические основания, применяемые в целях управления дистанционными коммуникациями распределенных коллективов – вне прямого контроля образовательной деятельности, – реализуются в методах цифровой геймификации с использованием интерактивных технологий. Экосистемные положения служат целям организационно-методической поддержки разнообразия проектов социально-экологической направленности при совместной проектной деятельности педагогов с обучающимися путем привлечения экспертов – носителей этнокультурных традиций, а также специалистов – носителей профессиональной культуры, в образовательных экосистемах.
  2. Инструментами реализации образовательных политехнологий распределенной проектной подготовки служат: инклюзия, понимаемая в широком смысле как включенность в динамическую образовательную среду с заданными условиями (этнокультурные, экологические, социо-технологические контексты); иммерсия как психолого-педагогический механизм обеспечения вовлеченности (за счет геймификации и интерактивных форм обучения); различные формы наставничества, в том числе «обратного» и «равный-равному». Общие механизмы практик воспитания в этнопедагогических условиях и методов мотивации цифровой геймификации опираются на социокультурные практики совместного труда и творчества, публичного признания и общественного одобрения, достижения мастерства. Благодаря совместности рекурсивных форм распределенной проектной деятельности теми же механизмами достигается преобразование и педагогической деятельности.
  3. В условиях разнообразия форм воспитательных мероприятий этнопедагогической направленности, применяемых в российских регионах, предлагается общая концепция педагогического проектирования хронотопных образовательных событий. Разнородные события проектной деятельности могут объединяться через образовательные хронотопы разных контекстов. Социокультурные практики определяют виды деятельности, а связь контекстов хронотопов (время, место, образовательный смысл) в гибридном (физическом и виртуальном) пространстве происходит через цифровые граничные объекты (сайт с примерами работ, облачные папки проектных команд и др.). Этнопедагогические условия применения игровых методов включают: использование локальных символических ресурсов – традиционных образов, топонимики, календарных обрядов, культурных традиций; вариативное использование полилингвальности – с использованием местных языков или диалектов, фольклорных сценариев и сопровождением понятий этнокультурными комментариями; верификацию сюжетов и артефактов со стороны носителей традиции. Практики состязания могут быть реализованы путем организации региональных дистанционных конкурсов проектов цифрового описания культурно-природных объектов и маршрутов регионального ландшафта.
  4. Предлагается включать в перечень воспитательных мероприятий образовательные экскурсии с включением детей и молодежи в предметные контексты дополнительного образования и вовлечением в совместное цифровое проектирование культурно-природного ландшафта в непосредственной близости от места проживания и обучения. Проведение образовательных экскурсий может опираться на этические основания, аналогичные положениям экологического туризма (Хартия туризма, Кодекс путешественника). Цифровое описание культурно-природного ландшафта может сочетаться с разнообразными предметными задачами и междисциплинарными проектами социально-экологической направленности.
  5. Сделан вывод, что в условиях разнообразия форм образовательных мероприятий в большей степени востребованы не универсальные решения, но способы построения педагогических систем, учитывающие региональную специфику и опирающиеся на современные инженерно-технологические достижения. Организация и проведение образовательных проектов с инженерно-технологической составляющей может достигаться с учетом социально-экологических аспектов субъектно-сетевого взаимодействия представителей разных образовательных систем в процессе распределенной проектной подготовки – в составе проектной образовательной экосистемы, где разные категории обучающихся решают различные задачи обучения с общими практиками воспитания и соблюдением единых этических норм. Для построения педагогических систем распределенной проектной подготовки применим принцип цифрового дизайна педагогической деятельности с использованием цифровых инструментов на различных уровнях (концептуальном, конструктивно-технологическом) педагогического проектирования. В результате обучающимися и педагогами могут быть результативно проведены проекты различной образовательной направленности – природно-исторической, экологической, социо- и этнокультурной, инженерно-технологической, – объединенные общими задачами социально-экологического воспитания.
  6. Одним из условий технологического проектирования средств поддержки распределенного проектирования в дистанционных конкурсах, а также их масштабирования, является обеспечение безопасности, доступность для различных участников конкурса – педагогов, обучающихся и экспертов, что достигается формированием образовательными организациями цифровой информационно-образовательной среды с реализацией основных педагогических функций, в том числе для отдельных конкурсных состязаний и программ дополнительного образования. Такие требования должны соблюдаться в условиях межрегионального сотрудничества образовательных организаций. Архитектура прототипа цифровой образовательной среды дополнительного образования может включать локализованные системы управления обучением, способствующие реализации педагогического функционала, с авторизованным доступом. Предлагаемая архитектура может быть построена на интеграции платформ учреждений высшего образования (Moodle), интернет-сервисов интерактивных технологий (Udoba, Kandinsky), с локализацией образовательных ресурсов на российских хостингах (Сферум, Ucoz).
  7. В 2025 году проведены два региональных конкурса социально-экологических проектов «Дом, где я живу» для педагогов (пяти районов) и обучающихся (трех районов) Алтайского края. В конкурсе заявлены номинации «Культурно-природный объект социо-пространственной среды» и «Селитебная экологическая тропа», с отдельной номинацией для проектов психолого-педагогических классов и педагогического СПО. Наполнение сайта конкурса https://ecomir.ucoz.net сопровождалось построением базы цифровых моделей культурно-природных объектов регионального ландшафта, включая этнокультурные артефакты/ Составлена структура распределенной базы цифровых моделей как цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):<Кодировка>, <Название ЦОР>, <Автор(ы)>, <Статус> (педагог, студент, школьник), <Год конкурса>, <Номинация>, <Размер, мб> ЦОР, <Формат>, <Хэштэги>, <Ссылка>. База с описанием ЦОР, представляющих работы участников двух годовых этапов, размещена в репозитории вуза, где представлена в табличном виде и в виде элемента «База данных» Moodle для возможности интеграции в учебные курсы, самостоятельного наполнения базы педагогами.
  8. Обобщение опыта работы курсов повышения квалификации «Использование технологий искусственного интеллекта в образовательных практиках педагогов», проведенных в рамках учебно-методической работы в 2025 г., выявило востребованность и недостаточную подготовленность педагогов в области использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) для повышения эффективности конструктивно-технологической деятельности. На предыдущих этапах показано, что технологии ИИ – фотограмметрии, генерации изображений – могут использоваться и для создания обучающимися цифровых трехмерных моделей социокультурных артефактов. Цифровое описание культурно-природных объектов с помощью современных сервисов ИИ, иммерсии, мобильных и интерактивных технологий требует, наряду с методической подготовкой, дополнительного обучения педагогов.
  9. Для поддержки конкурсов педагогических проектов разработана программа ДПП КП и электронный курс платформы Moodle «Социально-экологическое воспитание в гибридном образовательном пространстве» с разделами «Воспитательное значение и организация проектов социально-экологической направленности», «Образовательный потенциал и описание экологических маршрутов регионального культурно-природного ландшафта», «Цифровые технологии представления и моделирования объектов социо-пространственной среды». Материалы включают описание поэтапной организации проектов с элементами геймификации, опросники для самоанализа достижения воспитательных целей, в том числе в проектах социально-экологического туризма, шаблон описания социально-экологического проекта, рекомендации по выбору цифрового инструментария описания объектов и маршрутов и способов их применения. В качестве психолого-педагогической диагностики обучающихся возможно использование диагностики отношения к социуму и окружающей среде (например, на основе компонентов субъективного отношения личности).
  10. Проведено теоретико-методологическое обобщение полученных результатов с позиций междисциплинарности. Выявлено, что цифровое наполнение сайта регионального конкурса с ресурсами из распределенной базы сохраняет междисциплинарные аспекты: оно может рассматриваться как региональная онтология – с позиций культурологического дискурса и как учебно-методический материал – с позиций электронного обучения. Анализ культурологического контекста конкурсных работ показал, что этническая идентичность в проектах социально-экологического воспитания дополняет ведущую общегражданскую, без ее замещения, являясь источником регионального разнообразия: наряду с работами, раскрывающими региональную экологическую проблематику и этнокультурные традиции, присутствуют выполненные конкурсантами инженерные, научные, культурно-исторические проекты, отражающие общероссийскую науку и культуру.

Научные результаты второго года (2025 г.) проекта № 24-28-20385 отражены в 12 публикациях с указанием грантовой поддержки РНФ и Минобрнауки Алтайского края, включая 2 статьи Scopus; 5 статей в рецензируемых научных журналах, в том числе: 3 статьи ВАК РФ с открытым доступом (квартиль К2, из них 2 «белый список»), 1 статья в региональном журнале «Педагогическое образование на Алтае», 2 статьи в сборниках по информатизации образования; 7 статей по результатам участия в конференциях; 1 сборник методических разработок; из них 10 публикаций РИНЦ. Результаты работы представлены в 18 докладах на конференциях (включая 3 пленарных доклада; 2 тезисов), семинарах и круглых столах.

 

Публикации 2025 г.

  1. Dudysheva E.V., Solnyshkova O.V. (2025) Organization Support of Educational Engineering Projects with Socio-Ecological Orientation In 2025 5th International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education (TELE), pp. 252–256. IEEE. https://doi.org/10.1109/TELE66816.2025.11212066 https://ieeexplore.ieee.org/document/11212066/
  2. Cherednichenko A.I., Dudysheva E.V., Kobyzev N.S. (2025) Educational Environment Design for Distance Competitions of Cultural and Ecological Projects In 2025 5th International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education (TELE), pp. 105–109. IEEE. https://doi.org/10.1109/TELE66816.2025.11212160 https://ieeexplore.ieee.org/document/11212160/
  3. Дудышева Е.В. Преобразование деятельности педагогов при использовании методов этнопедагогики и геймификации с применением цифровых технологий // Самарский научный вестник. 2026. № 1. (принято к печати)
  4. Солнышкова О. В., Дудышева Е. В. Здоровьесберегающая устойчивость к информационному шуму как компонент социально-экологического воспитания // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 4. DOI 10.17513/spno.34190. EDN FDTWXM.
  5. Веряев А.А., Дудышева Е.В. Граничные объекты как фактор медиации и переноса смыслов образовательных хронотопов в социально-экологическом воспитании Преподаватель XXI век. 2025. № 4. (принято к печати).
  6. Дудышева Е.В., Кобызев Н.С. Подготовка педагогов к решению задач социально-экологического воспитания при организации дистанционных конкурсов с использованием цифрового дизайна Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет
  7. Дудышева Е. В. Методология распределенного проектного обучения с интеграцией практик этнопедагогики в социально-экологическом воспитании обучающихся // Педагогизация и человекоцентричность как ключевые векторы обновления социо-культурных практик : материалы Международной научно-практической конференции (Томск, 21–23 апреля 2025 г.) / отв. ред. Н. А. Семенова. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2025. С. 7-10. https: https://sveden.tspu.ru/api/svfile/4178.
  8. Дудышева, Е. В. Цифровая образовательная среда для организации дистанционных состязаний социально-экологической направленности в рамках дополнительного образования / Е. В. Дудышева, А. И. Чередниченко // Фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и инновационные проекты : Сборник трудов Национальной научно-практической конференции, Калининград, 27–31 мая 2025 года. Москва:         Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. профессора Н.Е. Жуковского содействия сохранению исторического и научного наследия ВВИА им. профессора Н.Е. Жуковского, 2025. С. 768-773.
  9. Дудышева Е. В., Кобызев Н. С.  Разработка тематики дистанционных конкурсов социально-экологических проектов обучающихся // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2025. № 17(25). С. 277-278.
  10. Дудышева Е.В., Кобызев Н.С., Чередниченко А.И. Цифровое представление регионального культурно-экологического ландшафта в образовательных конкурсах дистанционных проектов // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : Материалы IX Международной научной конференции. В 4-х частях, Красноярск, 23–26 сентября 2025 года. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2025.  С. 34-38.
  11. Дудышева Е.В., Кобызев Н.С., Чередниченко А.И. Педагогическое проектирование образовательных экскурсий с цифровым описанием культурно-природного ландшафта Информатизация образования: теория и практика: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. памяти акад. РАО М. П. Лапчика (Омск, 21-22 ноября 2025 г.) / под общ. ред. М. И. Рагулиной. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2025 (в печати).
  12. Организация образовательных проектов инженерно-технологической направленности для школьников: сборник методических материалов [Электронный ресурс] / Е.В. Дудышева, П.В. Захаров, Г.С. Шилинг [и др.]. – Бийск: Бийский филиал им. В.М. Шукшина АлтГПУ, 2025. – 136 с. : ил. – 1 электрон. опт. диск (CD R). – 300 экз. – Загл. с титул. экрана. – ISBN 978-5-6051721-2-3. http://www2.bigpi.biysk.ru/eldek/course/view.php?id=1472

Тезисы:

     Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Построение архитектуры цифровой среды для организации дистанционных состязаний социально-экологической направленности в рамках дополнительного образования : тезисы // Инновации в образовании: новые технологии и методы преподавания: Материалы междунар. науч.-метод. конф., 28 мая 2025г. – Алматы, АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ», 2025. С. 157-163.

     Дудышева Е.В. Цифровой этнокультурный ландшафт региона в контексте социально-экологического воспитания : тезисы // Пятый Санкт-Петербургский международный культурологический симпозиум «Культурология в пространстве гуманитарного знания», 16–17 октября 2025, Санкт-Петербург: сборник тезисов / под ред. А. К. И. Забулионите, А. Г. Тишкиной, Д. И. Болотиной. С. 222-225.

 

Доклады 2025 г.

  1. Дудышева Е.В. Распределенное проектное обучение с интеграцией социокультурных практик в цифровой образовательной среде : Пленарный доклад 23-ой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», посвященной Году защитника Отечества (Бийск, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, Алтайский государственный педагогический университет), 20 марта 2025 г.
  2. Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Интеграция модели распределенной архитектуры цифровой образовательной среды для организации дистанционных состязаний с платформами дополнительного образования : Секционный доклад 23-ой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», посвященной Году защитника Отечества (Бийск, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, Алтайский государственный педагогический университет), 20 марта 2025 г.
  3. Дудышева Е. В. Подготовка студентов педвузов к разработке междисциплинарных проектов инженерно-технологической направленности для школьников : Секционный стендовый доклад IV Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени», посвященная памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С. Н. Чистяковой (Саранск, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсеева), 11 апреля 2025 г.
  4. Дудышева Е. В. Методология распределенного проектного обучения с интеграцией практик этнопедагогики в социально-экологическом воспитании обучающихся : Секционный онлайн-доклад Международной научно-практической конференции «Педагогизация и человекоцентричность как ключевые векторы обновления социо-культурных практик» (Томск, Томский государственный педагогический университет), 23 апреля 2025 г.
  5. Дудышева Е.В. Информационная безопасность при организации дистанционных проектов школьников : Приглашенный доклад VI научно-методического семинара «Формирование культуры здоровьесбережения и безопасности в современных условиях» (Бийск, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, Алтайский государственный педагогический университет), 27 мая 2025 г.
  6. Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Построение архитектуры цифровой среды для организации дистанционных состязаний социально-экологической направленности в рамках дополнительного образования: Секционный онлайн-доклад Международной научно-методической конференции «Инновации в образовании: новые технологии и методы преподавания» (Алматинский филиал Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, Алматы, Республика Казахстан), 28 мая 2025 г.
  7. Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Цифровая образовательная среда для организации дистанционных состязаний социально-экологической направленности в рамках дополнительного образования : Секционный онлайн-доклад IV Национальной научно-практической конференции «Фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и инновационные проекты» (Калининград, Балтийский федеральный университет им. И. Канта), 29 мая 2025 г.
  8. Дудышева Е. В. Проектная работа по цифровому описанию культурно-природных объектов социо-пространственной среды  : доклад на межвузовском международном семинаре «Цифровое описание культурно-природного ландшафта» (Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, Республики Беларусь, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, Алтайский государственный педагогический университет), 10 июня 2025 г.
  9. Дудышева Е. В., Кобызев Н. С. Разработка тематики дистанционных конкурсов социально-экологических проектов обучающихся : Стендовый доклад XVII Международная научно-практическая конференция «Информация и образование: границы коммуникаций» INFO'25 в рамках Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, Горно-Алтайский государственный университет), 7 июля 2025 г.
  10. Дудышева Е.В. Воспитательные практики социально-экологического проектирования для профильных психолого-педагогических классов в условиях цифровой трансформации : Приглашенный доклад Августовского совещания МКУ «Управление образования Администрации города Бийска», 25 августа 2025 г.
  11. Дудышева Е. В., Солнышкова О.В. Organization Support of Educational Engineering Projects with Socio-Ecological Orientation : Секционный онлайн-доклад 5-й международной конференции «Technology Enhanced Learning in Higher Education» TELE (Липецк, Липецкий государственный технический университет, 18 сентября 2025).
  12. Дудышева Е. В., Кобызев Н. С., Чередниченко А.И.  Educational Environment Design for Distance Competitions of Cultural and Ecological Projects Секционный онлайн-доклад 5-й международной конференции «Technology Enhanced Learning in Higher Education» TELE (Липецк, Липецкий государственный технический университет, 18 сентября 2025).
  13. Дудышева Е. В., Кобызев Н. С., Чередниченко А.И.  Цифровое представление регионального культурно-экологического ландшафта в образовательных конкурсах дистанционных проектов : Секционный онлайн-доклад IX Международной научной конференции «Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании» (Красноярск, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева), 23 сентября 2025 года.
  14. Дудышева Е.В. Пленарный доклад Всероссийской конференции с международным участием «Истоки и перспективы информатизации образования», посвященная 40-летию кафедры теоретических основ информатики АлтГПУ (Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет), 30 сентября 2025 г.
  15. Дудышева Е.В. Подготовка педагогов к воспитательной деятельности для дополнительного образования в цифровой среде : Доклад круглого стола «Вызовы, тренды и инновационные направления развития педагогического образования» в рамках VI Всероссийского научно-образовательного форума «Миссия университетского образования в XXI веке: профессиональная Россия будущего», проводимого Южным федеральным университетом (Бийский филиал им. В.М. Шукшина, Алтайский государственный педагогический университет), 15 октября 2025 г.
  16. Дудышева Е.В. Цифровое представление регионального культурно-экологического ландшафта в образовательных конкурсах дистанционных проектов : Секционный онлайн-доклад, Пятый Санкт-Петербургский международный культурологический симпозиум «Культурология в пространстве гуманитарного знания» (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет), 16 октября 2025 г.
  17. Дудышева Е.В. Создание системы межрегионального сетевого непрерывного профессионального образования : Пленарный доклад на заседании методического форума «Инновационный потенциал РИП и РАОП: проблемы и решения, направления научно-методического сопровождения» (Красноярск, Красноярский краевой институт развития образования), 07 ноября 2025 г.
  18. Дудышева Е. В., Кобызев Н. С., Чередниченко А.И.  Педагогическое проектирование образовательных экскурсий с цифровым описанием культурно-природного ландшафта : Секционный онлайн-доклад на международной научно-практической конференции памяти академика РАО М. П. Лапчика «Информатизация образования: теория и практика» (Омск, Омский государственный педагогический университет), 21 ноября 2025 г.

 

Научный коллектив 2024 г.

Руководитель - Дудышева Е.В. Исполнители: Макарова О.Н., Еремеев Е.А., Чередниченко А.И.

 

Основные результаты годового этапа 2024 г.

  1. Выделены целевые компоненты социально-экологического воспитания детей и молодежи, включая экологичное отношение к окружающей среде, здоровьесберегающее поведение и гигиену, в том числе, информационную, в меняющихся условиях, продуктивные коммуникации в социальном окружении (семья, школьный коллектив, этно-сообщества и другие социальные группы), навыки взаимодействия с представителями региональных сообществ и другими социальными группами, в том числе этнокультурными. На основе сравнительной диагностики отношения школьников и родителей к взаимодействию с педагогами в программах дополнительного образования выявлена значимая роль социального окружения – родителей и региональных сообществ и способа продуктивных образовательных коммуникаций в достижении задач воспитания в ходе выполнения долговременных проектов обучающихся в дополнительном образовании; выявлен образовательный потенциал использования методов этнопедагогики для социально-экологического воспитания с привлечением региональных этно-сообществ, представленных в региональном цифровом пространстве (на примере сообщества кумандинцев Алтайского края).
  2. На основе анализа дистанционных коммуникаций предложена распределенная иерархическая экосистемная модель прототипа архитектуры цифровой образовательной среды для проведения дистанционных состязаний при организационной поддержке образовательных организаций во взаимодействии с семьями и региональными этно-сообществами обучающихся в рамках проектов дополнительного образования, с созданием распределённой базы трёхмерных цифровых моделей объектов – социокультурных артефактов с помощью мобильных цифровых технологий (таких как фотограмметрия, технологии дополненной реальности, генеративного искусственного интеллекта). Предлагаемая модель учитывает неформальные образовательные коммуникации с социальным окружением – сверстниками, родителями, представителями профессиональных и этно-сообществ в открытой цифровой среде, допускает использование экспертной поддержки и интеллектуальных сервисов при взаимодействии педагогов и обучающихся в междисциплинарных проектах. Экосистемные модели проектируются как открытые сетевые динамические структуры, в основе которых лежат синхронизируемые коммуникативные процессы, что требует пересмотра методологических подходов к решению задач воспитания на основе экологии обучения.
  3. Конкретизированы методологические подходы к решению задач социально-экологического воспитания детей и молодежи в региональном образовательном пространстве, базирующиеся на использовании экологического подхода для цифровой среды. Распределенные проектные практики рассмотрены в трактовке социокультурных практик, необходимых для порождения и воспроизводства многопланового профессионально-социального и социально-культурного опыта. Открытый характер коммуникаций в цифровой среде привел к трансформации системно-деятельностного педагогического подхода в субъектно-сетевой подход, актуализируемый цифровой трансформацией образования.
  4. Разработано организационно-методическое обеспечение проведения дистанционных конкурсов социально-экологических проектов по созданию распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов в рамках дополнительного образования с элементами образовательной геймификации, включающее: - организационно-методическое обеспечение по проведению дистанционных конкурсов с элементами образовательной геймификации в условиях регионального сетевого сотрудничества образовательных учреждений, - методическое обеспечение по проведению дистанционных конкурсов социально- экологических проектов с отбором практически значимых заданий, - организационное обеспечение по созданию распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов с учетом параметров информационной безопасности.
  5. Проведена апробация компонентов организационно-методическое обеспечения проведения дистанционных конкурсов социально-экологических проектов для студентов педагогических направлений, обучающихся среднего профессионального образования и профильных психолого-педагогических классов в форме мастер-классов. В процессе апробации проведена диагностика предпочитаемых способов образовательных коммуникаций в открытом образовательном пространстве, ценностного отношения к образовательным результатам междисциплинарного (полипрофессионального) проектирования в форме опроса обучающихся, более 50 респондентов.
  6. В целях апробации прототипа распределенной архитектуры цифровой образовательной среды для организации дистанционных состязаний в рамках дополнительного образования и организационно-методического обеспечения проведения дистанционных конкурсов социально-экологических проектов по созданию распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов организован и проведен открытый конкурс социально-экологических проектов обучающихся «Цифровой экомир» по номинациям «Этнокультурные традиции народов Алтая», «Экология и туристический ландшафт Алтая», «Вклад ученых Сибири в развитие науки», в котором приняли участие представители трех районов Алтайского края (г. Бийск; г. Славгород; Алтайский район, с. Алтайское) с пробным наполнением распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов для последующего масштабирования и интеграции с российскими платформами дополнительного образования.
  7. Подготовлено электронное учебно-методическое обеспечение для подготовки будущих учителей к решению задач социально-экологического воспитания молодежи посредством методов этнопедагогики, включая разделы «Цифровая геймификация в проектной работе», «Социально-экологические проекты регионального значения», «Коммуникативные цифровые средства поддержки в проектах дополнительного образования», «Создание цифровых моделей этнокультурных артефактов». Учебно-методическое обеспечение апробировано на двух этапах, с проведением диагностики достижения практических умений студентов - будущих учителей: в ходе проектно-технологической практики (май 2024 г.) и разделов учебных дисциплин (сентябрь 2024 г.). Ряд работ студентов представлены на конкурс и отмечены призовыми местами на Всероссийском с международным участием конкурсе авторских методических разработок воспитательного взаимодействия «Воспитываем новое поколение», посвященному Году семьи (Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, март-май 2024 г.). В методических материалах использованы примеры, полученные при проведении конкурса социально-экологических проектов обучающихся «Цифровой экомир» из распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов на материале регионального социокультурного и природно-экономического разнообразия Алтайского края; дальнейшее наполнение планируется по результатам поведения конкурса следующего годового этапа проекта.

 

Научные результаты первого года (2024 г.) проекта № 24-28-20385 отражены в 12 публикациях с указанием грантовой поддержки РНФ и Минобрнауки Алтайского края (10 публикаций РИНЦ), включая статью Scopus по итогам участия в международной конференции (Липецк, РФ); 4 статьи в рецензируемых научных журналах, в том числе: 2 статьи ВАК РФ с открытым доступом (1 - педагогические науки, квартиль К1, и 1 - мультидисциплинарные исследования в области культурологии и педагогики, квартиль К2, с приглашением по результатам призового места в номинации «Лучшая научная статья в области методологии и технологии профессионального образования, отечественной истории и культурологии» II Научного форума «Современное образование: наука и практика» (Новосибирск, апрель 2024 г. ), 1 статья в региональном научно-педагогическом журнале "Учитель Алтая", 1 статья в междисциплинарном сборнике по информатизации образования по итогам участия в международной конференции; 1 учебно-методическое пособие; 6 статей по результатам участия во всероссийских и международных конференциях.

Публикации 2024 г.

13. Dudysheva E. V., Veryaev A. A. Enhancing Interactive Information Support in Student Interdisciplinary Project Training: A Socio-Ecological Perspective of the Digital Environment // 2024 4th International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education (TELE), Lipetsk, Russian Federation, 2024, pp. 246-251. doi: 10.1109/TELE62556.2024.10605652.
14. Дудышева Е.В., Солнышкова О.В. Педагогический инструментарий социально-экологического воспитания школьников в региональных условиях // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 4. doi: 10.17513/spno.33612.
15. Дудышева Е. В. Распределенное проектное обучение как социокультурная практика непрерывного профессионального образования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2024. № 3 (22). С. 102-107.
16. Макарова О.Н., Мараева А.С. Опыт использования интерактивных ресурсов в рамках социокультурных проектов при изучении английского языка // Развитие личности в образовательном пространстве Материалы XХII-ой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной Году семьи (Бийск, 28 марта 2024 г.). С. 585 – 590.
17. Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Создание распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов при проведении дистанционных конкурсов обучающихся // Информатизация образования: теория и практика: сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика М.П. Лапчика (22-23 ноября 2024 г.. г. Омск). Омск, 2024 (принято к печати)
18. Макарова О.Н. Использование цифровых этнокультурных артефактов в социально-экологических проектах и конкурсах // Интеграция педагогической науки и практики в контексте вызовов XXI века. Сборник статей III международной научно-практической конференции. Калуга, 2024. С. 167-172.
19. Макарова О.Н., Еремеев Е.А., Чередниченко А.И. Средства создания распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов // Информация и образование: границы коммуникаций: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции (04-07 июля 2024 г., Горно-Алтайск). 2024. № 16 (24). С. 88-91.
20. Макарова О.Н., Беспалов А.М., Дудышева Е.В. Подготовка будущих учителей к сохранению этнокультурных традиций региона // Учитель Алтая. - 2024. - № 4
21. Дудышева Е.В. Способы оценивания социально-экологических аспектов при самостоятельной работе обучающихся в цифровой среде // Информатизация образования и методика электронного обучения : цифровые технологии в образовании: материалы VIII Междунар. науч. конф. Красноярск, 24–27 сентября 2024 г.: в 4 ч. Ч. 4 / под ред. Ю. В. Вайнштейн. – Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2024. - С. 39-43.
22. Социально-экологические перспективы взаимодействия с роботизированными системами: использование методов цифровой образовательной геймификации : Учебно-методическое пособие / Е. В. Дудышева, Н. Н. Лопаткин, А. И. Чередниченко. – Бийск : Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, 2024. – 103 с. – ISBN 978-5-85127-992-8. – 0322401645.
23. Макарова О.Н., Макаров А.М. Применение цифровых ресурсов в образовательной геймификации со школьниками // Информатизация образования: теория и практика» : материалы международной научно-практической конференции «памяти академика М.П. Лапчика (Омск, Омский государственный педагогический университет, 22-23 ноября 2024 г.).
24. Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Создание распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов при проведении дистанционных конкурсов обучающихся // Информатизация образования: теория и практика» : материалы международной научно-практической конференции «памяти академика М.П. Лапчика (Омск, Омский государственный педагогический университет, 22-23 ноября 2024 г.).

 

Доклады 2024 г.

Результаты работы представлены в 17 докладах на международных и всероссийских конференциях (включая один очный пленарный доклад), семинаре и круглых столах, в том числе, в 9 совместных с аспирантами, магистрантами и студентами.

19. Дудышева Е.В., Манузина Е.Б. Педагогический инструментарий социально-экологического воспитания молодежи в региональных условиях : пленарный (очный) доклад 22-ой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», посвященной Году семьи (Бийск, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина, 28 марта 2024 г.)
20. Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Разработка цифровых моделей культурно-исторических артефактов в образовательных проектах социально-экологической направленности : Секционный доклад XIV Международной научно-практической конференции «Экология и природопользование: прикладные аспекты» (Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 11 апреля 2024 г.).
21. Дудышева Е.В. Распределенное проектное обучение как социокультурная практика непрерывного профессионального образования : Секционный доклад XIII Международной научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование» II Научного форума «Современное образование: наука и практика» (Новосибирск, Сибирский государственный университет путей сообщения, 3 апреля 2024 г.).
22. Дудышева Е.В., Тагильцев Д.С. «Проектирование параметров безопасности при организации дистанционных проектов школьников» : Секционный доклад на II Международной молодежной научно-практической конференции «Молодые ученые в обеспечении безопасности», проводимой в рамках научной программы раздела «Безопасный город» выставки ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ (г. Санкт-Петербург, АНО ДО «Образовательная орбита», 5 апреля 2024 г.).
23. Макарова О.Н. Использование цифровых этнокультурных артефактов в социально-экологических проектах и конкурсах : Секционный доклад III международной научно-практической конференции «Интеграция педагогической науки и практики в контексте вызовов XXI века» (Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского, 19 апреля 2024 г.)
24. Макарова О.Н., Еремеев Е.А. Социально-экологические проекты в процессе подготовки будущих учителей : Секционный доклад II Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманитарная культура: вызовы современности» (Новосибирск, Новосибирский государственный университет экономики и управления, 15 -16 мая 2024 г.)
25. Дудышева Е.В., Тагильцев Д.С. «Проектирование параметров безопасности при организации дистанционных проектов школьников» : приглашенный доклад V научно-методического семинара «Формирование культуры здоровьесбережения и безопасности в современных условиях: вызовы и ответы» (Бийск, Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, 28 мая 2024 г.).
26. Дудышева Е.В., Веряев А.А. Enhancing Interactive Information Support in Student Interdisciplinary Project Training: A Socio-Ecological Perspective of the Digital Environment : Секционный доклад 4-й международной конференции « Technology Enhanced Learning in Higher Education» TELE (Липецк, Липецкий государственный технический университет, 21 июня 2024).
27. Макарова О.Н., Еремеев Е.А., Чередниченко А.И. Средства создания распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов : Секционный доклад XVI Международной научно-практической конференции «Информация и образование: границы коммуникаций» INFO'24 в рамках Десятилетия науки и технологий в РФ, посвященная 75-летию Горно-Алтайского государственного университета и физико-математического образования в регионе Республика Алтай (Горно-Алтайск, Горно-Алтайский государственный университет, 5 июля 2024 г.).
28. Дудышева Е.В. Способы оценивания социально-экологических аспектов при самостоятельной работе обучающихся в цифровой среде : Секционный доклад VIII Международной научной конференции «Информатизация образования и методика электронного обучения : цифровые технологии в образовании» (Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Красноярск, 25 сентября 2024 г.).
29. Еремеев Е.А., Макаров А.М. Использование технологий виртуальной реальности в социальных проектах регионального значения : Доклад круглого стола «Цифровая трансформация в науке, образовании и бизнесе» (Алматы, Алматинский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 6 ноября 2024 г.)
30. Дудышева Е.В. Методические разработки проекта № 24-28-20385 РНФ и Минобрнаки Алтайского края, представленные в рамках Квантомарафона технологий и инноваций «По следам ученых» Педагогического технопарка «Кванториум им. К.Д. Ушинского», Технопарка универсальных педагогических компетенций : доклад межрегионального круглого стола «Использование цифровых моделей в этнопедагогических проектах» (Бийск, Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, 14 ноября 2024 г.).
31. Чередниченко А.И. Содержание мастер-класса с обучающимися среднего профессионального образования «Создание цифровых моделей этнокультурных артефактов» : доклад межрегионального круглого стола «Использование цифровых моделей в этнопедагогических проектах» (Бийск, Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, 14 ноября 2024 г.).
32. Макарова О.Н. Содержание мастер-класса с обучающимися профильных психолого-педагогических классов «Цифровая геймификация в проектной работе» : доклад межрегионального круглого стола «Использование цифровых моделей в этнопедагогических проектах» (Бийск, Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, 14 ноября 2024 г.).
33. Еремеев Е.А. Содержание мастер-класса с обучающимися профильных психолого-педагогических классов «Социально-экологические проекты регионального значения» : доклад межрегионального круглого стола «Использование цифровых моделей в этнопедагогических проектах» (Бийск, Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, 14 ноября 2024 г.).
34. Макарова О.Н., Макаров А.М. Применение цифровых ресурсов в образовательной геймификации со школьниками : Секционный доклад международной научно-практической конференции «Информатизация образования: теория и практика» памяти академика М.П. Лапчика (Омск, Омский государственный педагогический университет, 22 ноября 2024 г.)
35. Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Создание распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов при проведении дистанционных конкурсов обучающихся : Секционный доклад международной научно-практической конференции «Информатизация образования: теория и практика» памяти академика М.П. Лапчика (Омск, Омский государственный педагогический университет, 22 ноября 2024 г.).

Результаты работы по проекту № 24-28-20385 освещались в информационных ресурсах сети Интернет Бийского филиала им. В.М. Шукшина Алтайского государственного педагогического университета (официальный сайт вуза, медиаканал Педагогического кванториума и Технопарка универсальных компетенций). Практические разработки проекта № 24-28-20385 (мастер-классы, пособие) использовались в работе Федеральной инновационной площадки «Создание системы межрегионального сетевого непрерывного профессионального образования» и Центра научно-методического сопровождения педагогических работников Бийского филиала им. В.М. Шукшина Алтайского государственного педагогического университета, входящего в Единую федеральную сеть Минпросвещения РФ.