Наименование направления
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях цифровизации образовательного пространства.
Руководитель научного направления
Папина Марина Владимировна, канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой психолого-педагогического, дошкольного и начального образования АГГПУ им. В.М. Шукшина.
Коллектив исследователей АГГПУ им. В.М. Шукшина
Кузнецова Любовь Николаевна
Максимова София Евгеньевна
Петрищева Галина Сергеевна
Чичканова Ирина Николаевна
Краткая аннотация научного направления.
Стандартизация современного общего основного образования, происходящие изменения в обществе, связанные с цифровизацией образования, способствуют осуществлению перехода к массовому качественному образованию, направленному на всестороннее развитие личности обучающихся. Вместе с тем, неоднократно отмечено, что в условиях цифровой трансформации ребенок как никогда уязвим и нуждается в непрерывном и оптимальном психолого-педагогическом сопровождении.
Научный задел
Участники проекта владеют необходимыми компетенциями для осуществления задач реализации научной темы.
Руководитель проекта имеет более 50 публикаций, включая статьи в журналах ВАК, публикации, индексированные в базах ядра РИНЦ, выступления на российских и международных научно-практических конференциях, опыт руководства научными проектами в области исследования.
В 2007 - 2008 году коллектив кафедры выполнял работу по грантам РГНФ 07-06-00231а «Формирование профессиональной готовности студентов к инновационной деятельности в образовательных учреждениях различного уровня» и 07-06-14120 г «Региональная научно-практическая конференция, посвященной 80-летию со дня организации высшего педагогического образования в России «Подготовка специалистов без отрыва от производства в системе педагогического образования: проблемы и перспективы».
Л.Н. Кузнецова имеет более 40 публикаций, включая статьи в журналах ВАК, публикации, индексированные в базах ядра РИНЦ, выступления на российских и международных научно-практических конференциях, педагогических форумах, имеет опыт руководства научными проектами в области исследования среди обучающихся.
С.Е. Максимова имеет публикации, включая статьи в журналах ВАК, публикации, индексированные в базах ядра РИНЦ, выступления на российских и международных научно-практических конференциях, педагогических форумах, имеет опыт руководства научными проектами в области исследования.
Г.С. Петрищева имеет более 60 публикаций, включая статьи в журналах ВАК, публикации, индексированные в базах ядра РИНЦ, выступления на российских и международных научно-практических конференциях, педагогических форумах, имеет опыт руководства научными проектами в области исследования среди обучающихся.
И.Н. Чичканова имеет более 40 публикаций, включая статьи в журналах ВАК, публикации, индексированные в базах ядра РИНЦ, выступления на российских и международных научно-практических конференциях, опыт руководства научными проектами в области исследования.
Иные публикации в ведущих российских рецензируемых изданиях
Папина М.В. К проблеме развития интереса детей к чтению: поиск эффективных приемов работы/в соавт. Бенеш Н.И., Поздеева С.И. "Научно-педагогическое обозрение» -2021 - № 6.
Кузнецова Л.Н. Профессионально-личностная толерантность будущих педагогов / //ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: научно-практический журнал - №3 – 2021. – с. 115-123
Чичканова И.Н. К вопросу о формировании информационной компетентности будущего педагога // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 4 (53). – 405 с. (С. 61-63).
Чичканова И.Н., Фетисова Н.Н. Формирование логических умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2018.- т1 (190). – С.22-28.
Чичканова И.Н., Максимова С.Е. Развитие профессиональной мотивации обучающихся психолого-педагогического класса // МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. - 2022 .-№1(92). – С. 83-86.
Петрищева Г.С. Использование технологии развитие крического мышления через чтение и письмо // Биология в школе № 4, 2018. – С. 61-66
Петрищева Г.С. Воспитание нового мировоззрения обучающихся посредством непрерывного эколого-биологического образования / Г.С. Петрищева, Н.В.Захарюта // Биология в школе, № 2, 2022. – С.17-21 (ВАК)
Петрищева Г.С. Информатизация и интеграция естественнонаучного образования учащихся при использовании комнатных растений в школе / Г.С. Петрищева, Н.В.Захарюта //Биология в школе , № 3, 2020. – С.42-47 (ВАК)
Петрищева Г.С. Возможности ГлобалЛаб при обучении биологии / / Г.С. Петрищева, Н.С. Карева // Биология в школе, 2022. в печати (ВАК)
Кузнецова Л.Н. Причины травматизации личностной толерантности педагогов / //Развитие личности в образовательном пространстве, посвященная 100-летию со дня рождения А.Д. Сахарова [Электронный ресурс]: Материалы XIX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Бийск, 20 мая 2021 г.) / Отв. ред. Л.А. Мокрецова. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2021. – 490 с.(235-240 )
Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-логопедов //Диалог культур и диалог в поликультурном пространстве: единство в многообразии культурных кодов. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции 16-17 декабря 2021 года. / Под ред. проф. Р.М. Абакаровой и Т.И. Магомедовой. – Махачкала: АЛЕФ, 2021. – 308 с. – Электронное издание.
Кузнецова Л.Н. Семья как фактор формирования агрессивного поведения подростков// Развитие личности в образовательном пространстве, посвященная 100-летию со дня рождения А.Д. Сахарова [Электронный ресурс]: Материалы XIX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Бийск, 20 мая 2021 г.) / Отв. ред. Л.А. Мокрецова. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2021. – 490 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – ISBN 978-5-85127-963-8.
Кузнецова Л.Н. Социальная активность как условие безопасности жизнедеятельности младших школьников // Педагогика безопасности: наука и образование [Электронный ресурс] : материалы всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 30 ноября 2019 г. – С. 48-51 / Урал. гос. пед. ун-т , сост. и ред. В. В. Гафнер. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2019. – 159 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Кузнецова Л.Н. Формирование организаторских умений студентов-волонтёров //Развитие личности в образовательном пространстве [Электронный ресурс]: Материалы XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Бийск, 21 мая 2020 г.) / Отв. ред. Л.А. Мокрецова. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2020. – С.134 -138, – 282 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – ISBN 978-5-85127-955-3.
Кузнецова Л.Н. Формирование толерантности будущих педагогов //Развитие личности в образовательном пространстве [Электронный ресурс]: Материалы XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Бийск, 21 мая 2020 г.) / Отв. ред. Л.А. Мокрецова. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2020. – С. 130 -134, – 282 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – ISBN 978-5-85127-955-3.
Кузнецова Л.Н. Технология психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к обучению в школе (статья) //Актуальные проблемы преемственности дошкольного и начального образования: сборник статей участников Всероссийской науч.–практ. конф. с международным участием (Арзамас, 22 -23 ноября 2018 г.). — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. — 442 с. (С.349 -353)
Кузнецова Л.Н. К вопросу о развитии организаторских умений будущих педагогов// Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования Материалы Всероссийской научно-практической конференции педагогов и психологов, социальных педагогов системы образования, молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 12 апреля 2019 г.). — Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2019.
Кузнецова Л.Н. Предупреждение конфликтного поведения в подростковом возрасте //Социальные и психологические проблемы современного образования: материалы Всероcсийской научно-практической конференции. (Иркутск, 29 ноября 2018 г.) — Иркутск: Вост.-Сиб. ин-т М-ва внутр. дел России, 2018.– 408 с. (С. 255-259)
Кузнецова Л.Н. Развитие жизнестойкости подростков как фактор безопасности жизнедеятельности// Педагогика безопасности: наука и образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 30 ноября 2018 г.) – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. – 221 с. (С. 64-68)
Кузнецова Л.Н. Проблема формирования позитивных отношений подростков (статья) Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2018 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – - 332 с. (С.110 – 111) – ISBN 978-5-6041114-0-6. doi:10.21661/a-545
Папина М.В. Актуальные проблемы преемственности языкового и литературного развития дошкольников и младших школьников /Актуальные проблемы преемственности дошкольного и начального образования: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Арзамас, 22-23 ноября 2018 г.).- Арзамас: Арзамасский фил. ННГУ, 2019.- 442 с.- С.38-43.
Папина М.В., Верещагина Н.Г. Формирование готовности к инновационной деятельности бакалавров дошкольного образования на основе междисциплинарной интеграции //Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции педагогов и психологов, социальных педагогов системы образования, молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 12 апреля 2019 г.) / Отв. ред. М.Б. Исаева, М.В. Папина. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2019. – 404 с. – С. 20-24.
Папина М.В. Методическое сопровождение речевого развития дошкольников как основа реализации области «Речевое развитие» ФГОС дошкольного образования/Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования : Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции педагогов и психологов, социальных педагогов системы образования, молодых ученых и студентов (Бийск, 23 апреля 2021 г.) / Отв. ред. М.В. Папина. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2021. – 290 с. – С. 60 - 64. 1 электрон. опт. диск (CD-R). ISBN 978-5-85127-959-1
Папина М.В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования мнемотехники /Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования : Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции педагогов и психологов, социальных педагогов системы образования, молодых ученых и студентов (Бийск, 23 апреля 2021 г.) в соавт. Баевой О.И. / Отв. ред. М.В. Папина. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2021. – 290 с. – С.9 -13. 1 электрон. опт. диск (CD-R). ISBN 978-5-85127-959-1
Папина М.В.Деловая игра как средство формирования функциональной грамотности будущих педагогов/ Развитие личности в образовательном пространстве, посвященная 100-летию со дня рождения А.Д. Сахарова [Электронный ресурс]: Материалы XIX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Бийск, 20 мая 2021 г.) / Отв. ред. Л.А. Мокрецова. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2021. – 490 с. – С.119-122 с.– 1 электрон. опт. диск (CD-R). – ISBN 978-5-85127-963-8.
Папина М.В.Современные проблемы формирования каллиграфического навыка у младших школьников: Материалы краевой научно-практической конференции (Бийск, 22-23 апреля 2021 г.) / Отв. ред. Н.И. Афонин. – Бийск: ЧОУ «Православная школа во имя праведного Иоанна Кронштадтского»; АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2021. 114 с. – С.35-42. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). ISBN 978-5-85127-961-4
Петрищева Г.С. Преемственность исследовательской деятельности в детском саду и начальной школе как проблема развития инициативности и самостоятельности детей / Г.С. Петрищева //Актуальные проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Материалы конференции 22-23 ноября 2018 года Арзамасского филиала ННГУ. – Арзамас, 2019. С.121-124 (РИНЦ)
Петрищева Г.С. Психолого-педагогическое сопровождение ученика при переходе из начальной школы в основную школу / Г.С. Петрищева, Н.В.Захарюта //Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования» [Электронный ресурс]: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции педагогов и психологов, социальных педагогов системы образования, молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 12 апреля 2019 г.) / Отв. ред. М.Б. Исаева, М.В. Папина. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). (С.66-69).
Петрищева Г.С. Преемственность в формировании естественнонаучных знаний обучающихся начальной и основной школы/ Г.С. Петрищева, Н.В.Захарюта //Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования [Электронный ресурс] : Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции педагогов и психологов, социальных педагогов системы образования, молодых ученых и студентов (Бийск, 23 апреля 2021 г.) / Отв. ред. М.В. Папина. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2021. – С. 70-74
Петрищева Г.С. Краеведение и его место в ценностно-ориентированном образовании / Г.С. Петрищева //Материалы Х-ой онлайн Международной научно-практической конференции «Реализация идей ценностно-ориентированного образования: проблемы, поиски, решения» (Усть-Каменогорск, НАО Восточно-Казахстанский университет им. Сарена Аманжолова 30 апреля 2021 г.). - Усть-Каменогорск, 2021. – С.234-238. (РИНЦ)
Петрищева Г.С. Формирование функциональной естественнонаучной грамотности будущего учителя начальных классов посредством краеведения //Материалы VI Международной научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология» (18 марта 2022 г., Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е.Евсеева, г. Саранск) в печати
Чичканова И.Н. Особенности обучения величинам младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // VI Всероссийский фестиваль науки. XX Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 18–22 апреля 2016 г.) :В 5 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч. 3: Проблемы дошкольного, начального общего, коррекционного, дополнительного образования и социально-педагогической деятельности на современном этапе / ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». – Томск :Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2016. – 372 с
Чичканова И.Н. Сущность интегрированного урока в начальной школе // Воспитание и обучение: теория, методика и практика [Текст]: материалы XVIII Международной научно-практической конференции, г. Чебоксары, 26.08.2016. –200с.
Чичканова И.Н. Развитие аналитико-синтетической деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья // Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования: опыт, проблемы, перспективы [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции научно-педагогических работников, педагогов дошкольного и начального образования (Бийск, 29 апреля 2016 г.). – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2016. – С.70-74
Чичканова И.Н. К вопросу о формировании логического умения выделять признаки объектов у младших школьников с задержкой психического развития// Развитие личности в образовательном пространстве : Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. 2018 Издательство: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина (Бийск). – С.261-266
Чичканова И.Н. К вопросу о формировании умения классифицировать у младших школьников с задержкой психического развития // Молодой ученый - 2018 г. - №3 (189) – С. 217-220.
Чичканова И.Н. Преемственность формирования логических умений в системе "ДОУ - начальная школа" //Актуальные проблемы преемственности дошкольного и начального образования : сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Арзамас,22-23 ноября 2018 г) – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019 – 442 с. С. 76-80
Чичканова И.Н. Психолого-педагогические условия формирования логических умений у младших школьников с задержкой психического развития // Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования [Электронный ресурс]: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции педагогов и психологов, социальных педагогов системы образования, молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 12 апреля 2019 г.) / Отв. ред. М.Б. Исаева, М.В. Папина. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2019. – 404 с. –1 электрон. опт. диск (CD-R). ISBN 978-5-85127-937-9
Чичканова И.Н. Formation of logical skills of younger students with mental retardation in teaching mathematics: theoretical and practical aspects // Process Management and Scientific Developments: Materials of the International Conference (Birmingham, United Kingdom, February 6, 2020 ). - 442 с. – (С. 53-60)
Чичканова И.Н. Использование игровых упражнений в процессе формирования мелкой моторики рук старших дошкольников // Развитие личности в образовательном пространстве : Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 21 мая 2020 г.) / Отв. ред. Л.А. Мокрецова. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2020. – 310 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-R)
Чичканова И.Н. Обучение младших школьников с задержкой психического развития решению составных текстовых задач // Развитие личности в образовательном пространстве: Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 21 мая 2020 г.) / Отв. ред. Л.А. Мокрецова. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2020. – 310 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-R)
Чичканова И.Н. Игры и упражнения с математическим содержанием как средство развития мелкой моторики дошкольников/ Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования [Электронный ресурс] : Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции педагогов и психологов, социальных педагогов системы образования, молодых ученых и студентов (Бийск, 23 апреля 2021 г.) / Отв. ред. М.В. Папина. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2021. – 290 с.
Чичканова И.Н. Формирование исследовательских умений младших школьников в процессе изучения математики / Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования [Электронный ресурс] : Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции педагогов и психологов, социальных педагогов системы образования, молодых ученых и студентов (Бийск, 23 апреля 2021 г.) / Отв. ред. М.В. Папина. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2021. – 290 с.
Чичканова И.Н. Формирование умения младших школьников взаимодействовать в учебной группе в процессе изучения математики //Драйверы развития общего и профессионального образования: Том 2./Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным частием (Павлово, 16 декабря 2021 г.). – Павлово: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2021. – 351 с. (С 291-295)
статьи студентов
Крылова Н.П. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития экологических представлений старших дошкольников / Н.П. Крылова «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования» [Электронный ресурс]: Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции педагогов и психологов, социальных педагогов системы образования, молодых ученых и студентов (23 апреля 2021 г. Бийск, АГГПУ им. В.М.Шукшина), 2021. - С.57-59
Ускорникова К. Е.Организация проектов на уроках окружающего мира онлайн-режиме // Альманах педагога, 2020 г. https://almanahpedagoga.ru/servisy/publikaciya_materiala_na_saite/material?id=3439
Выступления на конференциях, педагогическая деятельность
17-18 ноября 2021 г. Новосибирск НГПУ Научно-практическая конференция «Высокие технологии, искусственный интеллект и роботизированные системы в образовании»
20 мая 2021 г. Бийск, XIX Всероссийской с международным участием научно-практической конференция «Развитие личности в образовательном пространстве, посвященная 100-летию со дня рождения А.Д. Сахарова»
23 апреля 2021 г. Бийск, II Всероссийская научно-практическая конференции педагогов и психологов, социальных педагогов системы образования, молодых ученых, студентов и учащихся «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования»
7-9 сентября 2021 г Волгоград Студенческий конгресс лидеров педагогических вузов
16 декабря 2021 г. Павлово «Драйверы развития общего и профессионального образования» Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
14 марта 2020 г. Шадринск «Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы» XI Международная научно-практическая конференция
Birmingham, United Kingdom, February 6, 2020 Process Management and Scientific Developments: Materials of the International Conference.
22-23 ноября 2018 г Арзамас «Актуальные проблемы преемственности дошкольного и начального образования» Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
29 апреля 2016 г. Бийск «Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования: опыт, проблемы, перспективы» Всероссийская научно-практической конференция
26 августа 2016 г. Чебоксары «Воспитание и обучение: теория, методика и практика» XVIII Международная научно-практическая конференция
18–22 апреля 2016 г. г. Томск XX Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»
18 марта 2022 г. г.Саранск VI Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология»
30 апреля 2021 г. Усть-Каменогорск Х Международная научно-практическая конференция «Реализация идей ценностно-ориентированного образования: проблемы, поиски, решения»