Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Проектирование моделей организации образовательного процесса в условиях малокомплектной сельской школы

Наименование направления

Формирование метапредметных результатов школьников в условиях сельской малокомплектной школы.

 

Руководитель научного направления

Манузина Елена Борисовна, канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии АГГПУ им. В.М. Шукшина.

 

Коллектив исследователей АГГПУ им. В.М. Шукшина

Волкова Наталья Викторовна

Протасова ИринаНиколаевн

Трубникова Наталья  Ивановна

Чичканова Ирина Николаевна

Швец Наталья Алексеевна

Хорошилова Марина Владимировна

 

Краткая аннотация научного направления.

Особое место в системе российского образования всегда занимала сельская школа. По данным Росстата сельские школы составляют 56% от общего числа школ в России. Современная сельская школа, выполняя миссию центра социокультурного пространства села, реализует главную задачу - образование и воспитание ребенка через создание современной образовательной и воспитательной среды для всех субъектов образовательных отношений. Большинство сельских малокомплектных школ в процессе внедрения ФГОС столкнулись с рядом проблем при освоении учителями новых образовательных технологий, наполняемости классов, формировании  метапредметных результатов (познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий), организации внеурочной деятельности др. Результаты теоретических исследований и реальной педагогической практики свидетельствуют о том, что новообразование знаний у обучающихся протекает быстрее, чем новообразование умений, в том числе метапредметных.

Решение указанной проблемы поможет полноценной реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы, что обеспечит развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования

Научный задел

 Участники проекта владеют взаимодополняющими научно-методическими и технологическими умениями для осуществления задач научной темы.

Руководитель проекта имеет более 100 публикаций, включая статьи в журналах ВАК, публикации, индексированные в базах ядра РИНЦ, монографии, выступления на российских и международных научно-практических конференциях, опыт руководства научными проектами в области исследования.

В 2011 году Е.Б. Манузина, Волкова Н.В., Швец Н.А. выполняли работу по гранту Губернатора Алтайского края «Этногеографическая деятельность сельских школ, расположенных в труднодоступных районах туристско-рекреационной зоны Алтая, как фактор нравственно-патриотического воспитания школьников», в рамках которой были описаны прикладные аспекты организации нравственно-патриотического воспитания школьников в условиях сельской школы.

Н.В. Волкова имеет более 100 публикаций, включая статьи в журналах ВАК, публикации, индексированные в базах ядра РИНЦ, выступления на российских и международных научно-практических конференциях, педагогических форумах, имеет опыт руководства научными проектами в области исследования.

В 2018-2020 годах И.Н. Протасовой с другими исследователями АГГПУ имени В.М. Шукшина в ходе реализации проекта «Ценностные и моральные основы социального мировоззрения молодежи» (грант РФФИ, проект № 18-013-00119).

Н.И. Трубникова имеет более 50 публикаций, включая статьи в журналах ВАК, публикации, индексированные в базах ядра РИНЦ, выступления на российских и международных научно-практических конференциях, педагогических форумах, имеет опыт руководства научными проектами в области исследования («Учителю сельской малокомплектной школы»).

И.Н. Чичканова имеет более 20 публикаций, включая статьи в журналах ВАК, публикации, индексированные в базах ядра РИНЦ, выступления на российских и международных научно-практических конференциях, опыт руководства научными проектами в области исследования. Ею подготовлены выступления и публикации по проблемам формирования метапредметных результатов обучения на всероссийских научно-практических конференциях.

Н.А. Швец имеет более 70 публикаций, включая статьи в журналах ВАК, главы в монографиях, публикации, индексированные в РИНЦ, выступления на российских и международных научно-практических конференциях, педагогических форумах, имеет опыт руководства проектами с участием школьников.

М.В. Хорошилова в настоящее время работает над диссертационным исследованием на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по проблеме подготовки педагога к профессиональной деятельности, предполагающей формирование метапредметных результатов через организацию духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Публикации в журналах, индексируемых Web of Science, Scopus

Сычев О.А., Протасова И.Н. Связь морали, ценностей и правового нигилизма с экстремистскими установками молодежи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, No 4. С. 74-79.

Сычев О.А., Протасова И.Н. Противоречивость толерантности в контексте этики автономии и этики сообщества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 4. С. 821–831.

Иные публикации в ведущих российских рецензируемых изданиях

Климцева Н.В., Манузина Е.Б. Факторы профессионального развития сельских учителей // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета – 2021.- №5 (34). – С. 60-62.

Кикоть О.П., Манузина Е.Б., Новолодская Е.Г. Управление деятельностью образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2021. - № 2 (47). – С. 18-22.

Манузина Е. Б., Трубникова Н.И., Чуфенёва А.Ю Условия эффективного управления методической работой образовательной организации // Гуманизация образования – 2021. - № 3. – С. 41-52.

Манузина Е. Б., Чуфенёва А.Ю., Артемьева С.И. Готовность преподавателей высшей школы к использованию цифровых технологий в учебном процессе // Прикладная психология и педагогика , 2021. - Том 6 - № 4 –С. 163-172 - https://doi.org/10.12737/2500-0543-2021-6-4-163-172:https://naukaru.ru/ru/nauka/journal/77/view

Мокрецова Л.А., Попова О.В., Манузина Е.Б., Новолодская Е.Г. Гражданская идентичность и формирование патриотизма: концептуальные основы // Гуманизация образования – 2021. - № 4. – С. 42-55. DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10179 https://elibrary.ru/item.asp?id=47245805 http://www.humanization.ru/wp-content/uploads/2021/11/%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%93%D0%9E-%E2%84%964-2021.pdf

Новолодская Е.Г., Манузина Е.Б. Развитие проектной компетентности будущих педагогов в системе вузовского образования // Вестник Алтайского государственного педагогического университета – 2021. - № 4 (49). – С. 24-29.

Казанина Е.А., Мокрецова Л.А., Швец Н.А. Модель формирования готовности современных родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – №6. URL: https://science-education.ru/article/view?id=31227

Манузина Е.Б., Шевченко Н.Б. Особенности подготовки сельских педагогов финансовой грамотности // Сибирский учитель. – 2019. - № 6 (127).

Чичканова И.Н., Фетисова Н.Н. Формирование логических умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2018.- т1 (190). – С.22-28.

Волкова Н.В., Манузина Е.Б., Мокрецова Л.А. Деятельность сельских образовательных учреждений в условиях туристско-рекреационной Зоны Алтая (на примере Солонешенского района Алтайского края) // Вестник Алтайской науки. 2012. № 1. С. 15-19.

 

Монографии, учебные пособия
 
Нравственно-патриотическое воспитание школьников в контексте этногеографической деятельности сельских школ [Текст]: учебно-методическое пособие / С.Л. Бакланова, Н.В. Волкова, Е.Б. Манузина, Л.А. Мокрецова, В.В. Семенова; Алтайская гос. Академия об-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. – 99 с.

Волкова Н.В. Влияние образовательных событий на становление  педагогической деятельности в процессе подготовки студентов [Текст]: монография / Н.В Волкова; Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. – Бийск, 2014.

 

Выступления на конференциях, педагогическая деятельность

 25 марта 2022 г. Новосибирск, LVI Международная научно-практическая конференция «Современная психология и педагогика: проблемы и решения».

20 мая 2021 г. Бийск, XIX Всероссийской с международным участием научно-практической конференция «Развитие личности в образовательном пространстве,

посвященная 100-летию со дня рождения А.Д. Сахарова»

19-20 июня 2020, Москва – Набережные Челны, Педагогический образовательный форум «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества»

12 декабря 2020 г., Горно-Алтайск, Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации  современного общества»

12 апреля 2019 г. Бийск, Всероссийская научно-практическая конференции педагогов и психологов, социальных педагогов системы образования, молодых ученых, студентов и учащихся «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования»