Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Когнитивные исследования языка и мышления в цифровую эпоху

Когнитивные исследования языка и мышления в цифровую эпоху

Руководитель научного направления – Михаил Власов (кандидат филологических наук, доцент, начальник научно-исследовательского отдела, доцент кафедры русского языка и литературы АГГПУ им. В.М. Шукшина). Профиль в Publons, профиль в Scopus, ИСТИНА (МГУ), РИНЦ.

Коллектив исследователей АГГПУ им. В.М. Шукшина: Власов М.С. (канд. филол. наук, доцент), Сычев О.А. (канд. псих. наук, доцент), Исаева И.П. (канд. филол. наук, доцент), Торопчина О.В. (соискатель), магистранты профиля «Информационно-коммуникационные технологии в филологическом образовании». Исследования касаются вопросов восприятия и порождения языковых единиц с учетом индивидуальных особенностей носителей с привлечением методов когнитивной науки. В настоящее время коллективом изучаются вопросы вербальной креативности, связи деструктивного поведения с организацией ментального лексикона молодежи (жаргона), когнитивные и мотивационные аспекты эффективного изучения иностранного языка.

Научный задел

Публикации в журналах, индексируемых Web of Science, Scopus

Власов М.С., Савостьянов А.Н., Сапрыгин А.Е., Астахова Т.Н. Разрешение глобальной синтаксической неоднозначности двуязычными испытуемыми в условиях психолингвистического эксперимента // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015, Том 36, № 4. стр. 5-18.

Власов М.С., Сычев О.А. Взаимодействие эмоциональных и лингвистических факторов в процессе переработки лексической информации (на материале имен существительных русского языка) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 52. С. 18-52.DOI:10.17223/19986645/52/2

Власов М.С., Савостьянов А.Н., Сычев О.А., Сапрыгин А.Е. Движения глаз при чтении предложений с глобальной синтаксической неоднозначностью на английском языке носителями русского языка: эффект имплицитной просодической границы // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 19-29. http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=1785&article_id=40103.

Vlasov, M.S., Odonchimeg, T., Sainbaiar, V., Gromoglasova, T. (2019). Word frequency effect in lexical decision task: evidence from Khalkha Mongolian. Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences, 2019, 12(11), 1954–1964. DOI: 10.17516/1997–1370–0498 - in English.

Власов М.С., Трофимова У.М., Подрезов М.В., Абдуллина У.В. Связь частотности и эмотивности молодежных сленгизмов русского языка (на материале психолингвистической базы данных) // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. C. 5–15. DOI: 10.17223/15617793/457/1.

Белоусов К.И., Зелянская Н.Л., Сычев О.А., Власов М.С. Представления об аморальном в свете теории моральных оснований: социально-психологическое и лингвокогнитивное исследование в журнале Вестник Томского государственного университета, издательство Изд. дом Том. гос. ун-та (Томск), № 456, с. 16-27.

Шкуропацкая М. Г., Власов М. С., Жукова Т. В., Исаева И. П. Семантические и ассоциативные факторы лексической обработки значений многозначных бионимов русского языка: результаты айтрекингового исследования в парадигме «Визуальный мир» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 69. C. 166–194. DOI: 10.17223/19986645/69/8).

Власов М.С., Сычев О.А. Сетевой жаргон в задаче лексического решения: связана ли скорость визуального распознавания слов с проблемным использованием интернета среди молодежи? // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 74. (в печати).

 

Иные публикации в ведущих российских рецензируемых изданиях

 

Власов М.С., Торопчина О.В. Синтаксическая неоднозначность и роль пунктуации в ее разрешении: выбор раннего или позднего закрытия // Филология и человек. 2015. № 4. С. 80-90.

Vlasov M.S., Trofimova E.B., Trofomova U.M. Comma Effect in Reading Russian Sentences with Syntactic Ambiguity // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки, издательство Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Сибирский федеральный университет (Красноярск). 2017. № 1. С. 124-133.

Власов М.С., Протасова И.Н. Виньетки как метод диагностики моральных оснований // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018. том 4. №37. С. 71-75.

Власов М. С., Павлов В. И., Ундармаа Д., Громогласова Т. И. Предпочтение высокого присоединения адъюнкта при сложной именной группе в процессе разрешения синтаксической неоднозначности носителями монгольского языка // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. Т. 16. № 4. С. 39–47.

 

Выступления на конференциях, педагогическая деятельность

 

Власов М.С., Сычев О.А. Влияние эмоциональной окраски слов русского языка на их визуальное узнавание в задании на лексическое решение // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований, серия Интеграция академической и университетской психологии, место издания Издательство "Институт психологии РАН" Институт психологии РАН, Москва, 2016. С. 544-551

Vlasov M.S., Trofimova E.B., Trofimova U.M. Gender factor and punctuation effect on RC attachment strategies in reading aloud task in Russian // Седьмая международная конференция по когнитивной науке Тезисы докладов. Ответственные редакторы: Ю. И. Александров, К. В. Анохин. 2016. С. 78-79.

Vlasov M. Prosodic boundary, reading time and pace as predictions for relative clause attachment in ESL // The paper presented at the 10th Annual Conference Embodied and Situated Language Processing Center for Cognition and Decision Making National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia September 10-12, 2017

Vlasov M. Reading speed and time as predictors of syntactic ambiguity resolution by bilingual respondents // Международная научная конференция ""Экспериментальные исследования языка и речи: билингвизм и многоязычие (9-10 октября 2017 г., Томск, Томский государственный университет). С. 44-45

Vlasov M., Sychev O. How do emotional valence and personal traits affect lexical decision? Evidence from Russian // The paper presented at the 10th Annual Conference Embodied and Situated Language Processing Center for Cognition and Decision Making National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia September 10-12, 2017. P. 125

Власов М.С. Индивидуально-личностные особенности динамики движений глаз испытуемых при разрешении локальной синтаксической неоднозначности // Методология и практика научных исследований Материалы Международной научной школы-конференции. Электронный ресурс. 2017. С. 12-13

Власов М.С., Сычев О.А. Личностные факторы времени реакции в задаче лексического решения со стимулами различной эмоциональной окраски // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II Международной научно-практической конференции. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. 2017. С. 614-622

Vlasov M.S., Bazovkina D.V., Tamozhnikov S.S., Ausheeva T.A., Savostyanov A.N. The effects of 5-HTTLPR gene polymorphism on the behavioral reactions under emotional speech recognition among Mongolians // Cognitive Sciences, Genomics and Bioinformatics (CSGB-2018): Symposium (24 Aug.2018, Novosibirsk, Russia), Abstracts / Scientific Research Institute of Physiology and Basic Medicine, Institute of Cytology and Genetics, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Novosibirsk State University. – Novosibirsk: ICG SB RAS, 2018. – 44 pp. P. 37. – ISBN 978-5-91291- 037-1

Власов М.С., Шкуропацкая М.Г., Жукова Т.В. Влияние ассоциативного прайминга на онлайновые процессы кластеризации значений многозначного слова // Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 18–21 октября 2018 г. / Отв. ред. А.К. Крылов, В.Д. Соловьев. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 233-235      

Власов М.С., Шкуропацкая М.Г., Исаева И.П. Как носители русского языка анализируют при чтении многозначные контексты? Данные движений глаз // Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания [Электронный ресурс]: тезисы докладов Международной научной школы-конференции «Естественнонаучные методы исследований в гуманитарных и социальных науках» (Бийск, 16-20 мая 2018 г.) / Отв. ред. М.С. Власов. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. C. 6-10   

Власов М.С., Подрезов М.В. Интернет-мемы с точки зрения когнитивной лингвистики: сравнительное пилотажное исследование «цифровых следов» сибирской и московской студенческой молодежи // Сибирская ментальность как объект гуманитарных исследований [Электронный ресурс]: Материалы Всероссийской с международным участием научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Василия Макаровича Шукшина (Бийск – Сростки, 28-29 июня 2019 г.) / Отв. ред. М.С. Власов. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2019. С. 51-56

Vlasov M., Sychev O. Lexical Processing of Affective Russian Nouns: evidence from yes/no and go/no-go lexical decision task. A poster presented at The 25th AMLaP International Conference (Moscow, 2019)

Vlasov M., Odonchimeg T. On word recognition predictors in lexical decision task. In: The 5th International Research Conference on European Studies: Language, Culture, International Relations and Country Studies, the School of Foreign Languages of Mongolian University of Science and Technology on Friday, 22 April 2021 in Ulaanbaatar, Mongolia

Власов М.С. Когнитивные науки для школы: опыт АГГПУ им. В.М. Шукшина // Современная школа: новые вызовы и лучшие практики: Международная научно-практическая конференция (2 ноября 2021 г.). Бийск, 2021 (устный доклад на пленарном заседании).

В 2021 году М.С. Власов являлся преподавателем научно-технологической программы «Большие вызовы» на базе образовательного центра «Сириус» по направлению «Когнитивные исследования». В рамках данной программы был реализован проект «Как рождаются идеи? Исследование креативности через инсайт» (совместно с Владой Репейковой, НИ ТГУ).

С 2021 года М.С. Власов руководит секцией «Когнитивные исследования (на примере русского и английского языков» на ежегодной Школе молодых ученых, организованной Бийским лицеем—интернатом Алтайского края.